Театр танца как самостоятельный жанр современного искусства

На сегодняшний день существуют своего рода лаборатории по импровизации, объединившие архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, кино и создающие произведения, как экстраординарные коллекции с открытым стилем творчества. Такие лаборатории называются ТЕАТРЫ ТАНЦА. Своими корнями этот особый вид танцевального искусства уходит в первые десятилетия XX века, когда шел активный поиск новых художественных средств выражения. Ныне он представляет собой самостоятельный жанр, который наряду с традиционным балетом и драматическим театром занимает прочное место в европейском культурном пространстве.

Объектом исследования в Театрах Танца является ТЕЛО,  и хореографы современного танца с невероятной страстью и живым интересом заняты поиском новых выразительных форм человеческого тела в пространстве, и этот поиск продолжается до сих пор. Территория поиска при этом не ограничивается только западным искусством или сопредельными формами культуры, такими как современная музыка и спорт. Современные хореографы пошли дальше. Они обратились к изучению исторических форм, бытующих за пределами европейского пространства, и тем самым лишний раз подтвердили универсальность феномена танца.

Современный театр танца активно осваивает богатые традиции мировой культуры, что делает этот вид искусства одной из самых живых художественных форм. Театр танца стал важным средством, помогающим современному человеку освоиться в новой окружающей среде и приспособиться к новым условиям жизни. Выходя за пределы национальных границ, он позволяет в универсальной художественной форме выразить состояние современного человека. Вместе с тем, театр танца стал сегодня  тем особым видом искусства, который архаизируя все богатство танцевальных форм, сохраняет его, с тем, чтобы оно стало доступным не только носителям соответствующей национальной культуры, но и вошло в мировую культуру.

В центре внимания сегодняшних хореографов  и их трупп, находится человек и его жизненное самоощущение. В поиске адекватного выражения, они обращаются к тем средствам телесного языка, которые былы выработаны в ходе исторического развития отдельными народами. Каждый сюжет это – новый рассказ, каждая хореографическая постановка – это самостоятельный диалог между исполнителем и зрителем.

"Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет" (Пина Бауш)

В этих словах философия и манифест целого поколения танцовщиков и хореографов, в последней трети XX века совершивших не просто физическую, а интеллектуальную революцию танце. Театр танца изменил статус хореографа, танцовщика, и даже зрителя. Сам танц стал разновидностью современного театра – со все возрастающими полномочиями и расширяющимися выразительными средствами.

В театре танца идея может меняться в процессе, а поиск вариантов ответа на один и тот же вопрос – гораздо важнее пусть даже самого правильного и популярного ответа. "Тело" стало объектом исследования, а человек в ем стал объектом строительства. Актуальность – еще одна очень важная черта современного танца. Я – сегодня и сейчас. Мои намерения сегодня и сейчас. Между имиджем и реальностью, информацией, получаемой извне (телевидение, интернет, газеты), и информацией, которой человек, как существо биологическое, природное, владеет от рождения, пытаются найти равновесие или, напротив, конфликт, многие хореографы.

Биологическое тело, виртуальное тело – их борьба, их любовь и ненависть становятся все более ощутимыми. Театр танца как одно из самых мощных и структурированных направлений contemporary dance, фиксируя "виртуальное тело", постоянно возвращает человеку его собственное отражение. Он противостоит схемам и часто подвергает сомнению ответы, которые уже дало общество. В этом смысле можно говорить, что театр танца есть культура оппозиционная не столько балету, сколько любой системе выработанных ответов вообще. В этом процессе хореографу  очень важно уметь правильно ставить вопросы, а танцорам уметь искренне на них отвечать, а зрителю возможно стоит забыть о том, что он уже знает, и пробовать прислушаться к разным, пусть даже странным и неудобным новым вариантом ответов.

Добавить комментарий